Обращение к пользователям             Sponsored ads

 
 

 

  ВОССТАНОВИТЬ САЙТ AMBASSEN.RU
 

Новости

 

Посольство Сенегала в РФ

 

Посольство РФ в Сенегале

 

Ссылки

 

   

История   

 

Колониализм

 

Милитаристский период (1865-1900)

 

Губернатор Пине-ЛапрадВ 1865 году пост губернатора занял Пине-Лапрад (Pinet LAPRADE), правивший до 1869. Он сосредоточился на утверждении роли Дакара в качестве важнейшего западно-африканского порта, разработав новый план города.Новый план Дакара. разработанный Пине-Лапрадом

 

К началу франко-прусской войны (1870) Франция контролировала большинство территории вдоль реки Сенегала и Гамбии, хотя некоторые районы еще находились в волнении. С началом войны динамика колонизационных процессов затормозилась.

 

Лат ДиорПользуясь ослаблением администрации, в Сенегале восстал лебский султанат Кайор. В непосредственной близости от Дакара действовали крупные повстанческие отряды, которые возглавлял дамель (правитель) султаната Лат Диор (Lat Dior, 1842-1886). Это было локальное повстанческое движение. Лебу, обитавшие в этих местах, полагали себя священными хранителями своей земли. Суеверия не позволяли им слишком удаляться от своих владений и тем более переходить в другие земли. Фрезер указывает, что бытовало представление, что правитель Кайора неминуемо умрет в течение года, если решится пересечь реку или морской залив. Зато лебу прекрасно ориентировались на местности. В 1871 во главе с Диором они нанесли несколько поражений французским отрядам и вынудили Францию (продолжавшую воевать с Германией), признать независимость султаната.

 

После военного поражения Франция находилась в политической изоляции до 1893-95 годов. На это время и падает наибольшая активность колониальных администраций, а также ощутимое ожесточение нравов колониальных администраторов.


Губернатор Briere de L' IsleВ 1876 губернатором Сенегала стал генерал Briere de L' Isle. При нем в Сенегале началась новая колониальная эпоха - более националистическая и более наступательная, чем эпоха Федебра. Стратегической задачей Франции в это время было установление контроля над всей Западной Африкой – от сенегальского побережья до Нигера и до озера Чад. Это период длился с 1870 по 1899 годы.

 

Ученые, бывшие при Федебре главными проводники французской политики в Африке, уступили место военным и инженерам. В Кайоре был обустроен телеграф. Быстрыми темпами продвигалось строительство железной дороги между Дакаром и Сен-Луи. Железные дороги, позволяющие совершать срочную перевозку военных подразделений и грузов, по небезосновательному мнению французов, практически гарантировали контроль над той территорией, через которую они проходили.

 

Памятник Лату Диору в ТиесеВ 1879-1883 армия правителя Каойра Лата Диора (около 4 тыс. бойцов) препятствовала строительству железной дороги Дакар-Сен-Луи, которая должна была проходить через контролируемые ею центральные районы султаната. Но в 1886 Лат Диор погиб в бою. Сегодня Лат Лиор считается национальным героем Сенегала и одним из самых славных людей Африки. В Тиесе ему установлен памятник.

 

См. карту жизни Лата Диора

 

В этом же году строительство железной дороги было завершено. Начался период процветания Дакара, в который была перенесена резиденция французской администрации.

 

Французы также стремились занять в первую очередь стратегически важные местности, находящиеся на пересечении путей или в местах, где имелись удобные бухты. В процессах колонизации приоритет получила политика. Экономика отошла на второй план. Это было имперское время, соответствующее французскому выражению "флаг прежде торговли".

 

Строительство ж/д моста через реку на территорию Мали - 1895Ученые, лучше понимающие местную жизнь, по-прежнему включались в качестве обязательных единиц в состав экспедиционных военных отрядов, но теперь перед ними ставились не столько научные, сколько политико-дипломатические задачи подготовки и ведения переговоров.

 

Французы спешили заключать договоры о протекторате с местными правителями, подкупая их окружение и гарантируя неприкосновенность их власти. Так, Амаду, сын аль-Хадж Омара, в 1881 заключил с французами договор, по которому территория по левому берегу Нигера вплоть до Томбукту перешла под протекторат Франции.

 

Строительство железной дороги в Сенегале, 1890-е годы Позже Амаду пытался отказаться от этого договора, но в 1891–1893 был отстранен от власти французами, который разгромили его войска и установили контроль над его владениями, включавшими практически все земли современного Мали и части Сенегала. В 1899 аль Хадж Омар умер.

 

Проблему для этого периода колонизации Сенегала представляло военизированное государство Сикассо (Sikasso, территория современного Мали) во главе с Тиебой Траори (Tieba Traore). В 1888 французам удалось заключить с Тиебой договор о дружбе и протекторате, однако, по вине самих французов, не державших своих обещаний, союз этот оказался непрочным, и королевство продолжило сопротивление. Только после смерти Тиебы, последовавшей в 1893 году, можно говорить об окончательном подчинении этой территории.

 

Пленение Самори Туре в 1898Но главным врагом Франции этого периода был диола Самори Туре (Samory Toure), стремившийся, и небезуспешно, объединить Западную Африку под лозунгами антифранцузкого сопротивления.

 

Самори встал на путь борьбы после того, как его племя биссандугу было атаковано французами, а его мать взята в плен. Созданное им между 1870 и 1875 государство мешало слиянию французских владений Берега Слоновой Кости с владениями в Западном Судане. Самори обладал незаурядным талантом военного стратега. Ему не раз удавалось расстраивать планы французов, из-за чего его называли "черным Наполеоном". Война с Туре продолжалась 18 лет и закончились его пленением только в 1898. Самори пытался покончить с собой, но неудачно. Умер через два года в плену. Его прах перенесен в Гвинею диктатором Секу Туре в 1968 году.

 

Сен-Луи времен колониального расцвета - конец 19 векаГлавное событие, произошедшее в период 1870-1898 - основание Французской Западной Африки (ФЗА) в 1895. В ФЗА входили территории нынешних Сенегала, Судана, Гвинеи и Кот Д'Ивуара. Резиденция главы этого колониального государственного образования, включавшего обширные территории от Сенегальского побережья до озера Чад, находилась в Сен-Луи. Таким образом раздел Африки между европейскими государствами был практически завершен.

 

 

Колониальная архитектура Сен-Луи конца 19 векаВ этот период колонизации произошло становление особой формы управления территориями.


Прежде всего был определен порядок, в соответствии с которым статус колониальных территорий постепенно повышался. На первом этапе вновьзанятая территория попадала под протекторат Франции, и французская военная администрация осуществляла над ней полный контроль. Задачами этапа "протектората" было налаживание работы местных административных органов, а также создание инфраструктуры, должной обеспечивать безопасность района.

 

Внутренний интерьер дома в Сен-Луи конца 19 векаКогда эти задачи были решены (через несколько месяцев или лет) территория приобретала статус автономной колонии. Так, территория "Французский Золотой берег", включенная в состав французских владений в 1878, получила статус автономной колонии "Берег Слоновой Кости" в 1893. В том же году была учреждена колония Французская Гвинея, которая осуществляла протекторат над Фута Джалон вплоть до полного интегрирования этого гористого региона во французские заморские владения в 1896. Неоднородная же территория Французского Судана, к которой условно относился и Сенегал, в 1890-х годах несколько раз в целях более эффективного управления меняла границы и статус.

 

Самый высокий статус имели четыре города-коммуны – Сен-Луи, Горэ, Дакар и Рюфиск. С 1879 жители этих городов избирали генеральный совет.

 

Администрирование в колониях носило смешанный характер. Базовой административной единицей, унаследованной от Федебра, был "округ", во главе которого стоял гражданский администратор, обладавший широкими властными полномочиями: он взимал налоги, обеспечивал порядок, руководил административными службами, отправлял правосудие и часто самостоятельно урегулировывал локальные вооруженные конфликты. Главами округов практически всегда были наиболее влиятельные представители местных народов. В первое время эти чиновники жалования не получали, что стимулировало их развивать местные экономики.

 

Шейх БамбаОсобенностью сенегальской администрации было то, что функции органов самоуправления здесь часто исполняли исламские религиозные братства, проявившие поразительный потенциал социального строительства. Самое известное такое братство - муридский орден Кадрийа, долгое время сотрудничавший с французской администрацией, был фактическим правителем значительной территории Сенегала и даже построил собственную столицу – город Тубу, который сегодня считается священным.

 

Основателем ордена муридов стал Амаду Бамба. Он родился в 1853 в сенегальской деревне Мбаке Баол (названной по имени его деда, основателя этой деревни).

 

Бамба появляется на политической сцене в 1886, в королевстве Кайор в качестве соратника вечного повстанца Лата Диора. Его отец - Момар Антизали - был женат на родной сестре Лата Диора и был шейхом, пользовавшимся авторитетом за свою ученость. Сам Амаду получил кораническое образование и уже в юности прекрасно знал арабский язык, сочинял духовные стихи и демонстрировал владение несколькими стилями священной книги мусульман, что считалось большим достижением. В это время он был приверженцем тариката Кадирий - Беккаийа, но уже имел репутацию великого ученого и священника.

 

Мамба уезжает в роджную деревню - современная иллюстрация легендыКогда в октябре 1886 в течение нескольких дней дамель Кайора Самба Лаобе, а затем и Лат Диор были убиты, а Кайор разделен и подчинен Франции, Амаду Бамба утратил надежду на то, что Кайор сможет продолжить играть важную политическую и религиозную роль. Оставив своих учеников и друзей, он вернулся в свою родную деревню и основал в конце 1888 рядом с ней поселение Туба.

 

В этому времени Бамба в основном закончил разработку своей религиозной системы. Туба, по его уверениям, была построена "исключительно для того, чтобы почитать Бога". Шейх проповедовал ненасилие.

 

Сбор арахиса, картина 17 векаВ основе его учения было прославление земледельческого труда как богоугодного дела, обеспечивающего труженику дорогу в рай, а при жизни - святость. Члены ордена - муриды во имя плодотворного труда освобождались от регламентированного пятикратного исполнения молитв и ежегодного хаджа в Мекку. Муриды отдавали в братство "закят" - долю урожая, предназначенного для содержания сирот, нищих, паломников, престарелых, убогих и самих шейхов ("серинь" на языке волоф).

 

 

Исламская ученостьШейхи же молились за своих муридов Богу, реализовывали продукты сельскохозяйственного труда на внешнем по отношению к общине рынке и распределяли средства ордена среди нуждающихся, и не только сирот, нищих и странников, но и среди молодежи. Денежная помощь оказывалась, если мурид хотел жениться или даже выехать на учебу в Европу.

 

Поселения муридов, руководимые серинями, в конце 19 века возникли на востоке и в центре Сенегала, куда мигрировала часть волоф и где пустовали обширные площади.

 

Транспортировка арахиса их центра страны - конец 19 векаЗдесь общины муридов приступили к возделыванию арахиса, который стал для них основным источником денежных поступлений и гарантом поддержания определенной свободы благодаря стабильной выплате налогов колониальной администрации. Таким образом муриды стали монополистами на рынке арахиса, ставшего главной статьей сенегальского экспорта. Французская администрация не нашла способов взять общину под свой контроль. Арахисовый сектор до сих пор контролируется муридами.

 

Становление муридизма представляет собой чуть ли не единственный в мировой истории случай очевидной победы мирных институций самоуправления над иностранной военизированной администрацией.

 

Столица муридизма ТубаОчень быстро Туба слилась с поселением Мбаке. В новое место священной учености начали стекаться бывшие повстанцы изо всех концов Западной Африки. Маленький городок быстро стал религиозной метрополией.

 

В то время, как другой сенегальский мусульманский орден - Тиджанийа - в основном перешел на колобрационистские позиции, муридизм превратился в символ эффективного пассивного сопротивления французскому господству. Муриды отказывались платить подушный налог, не признавая главенства над собой колониальной адмнистрации, а при чрезмерном административном давлении просто перемещались подальше от властей вглубь страны.

Шейх Бамба отправляется в изгнание. Картина Алексиса Нгома, Сенегал, 1997Французская администрация начала проявлять беспокойство.

 

В августе 1895 в Сен-Луи шейха Бамбу арестовали. Суд колониальной администрауции выслал шейха в Габон.

 

Однако, ссылка или высылка, как и любые перемещения по миру, вынужденные или добровольные, никогда не воспринимались исламистами как безусловное наказание, и всегда имели в себе привкус священного, богоугодного дела.

 

 

Творчество современных мусульманских дизайнеровОдним из базовых явлений мистического ислама является явление "хиджры" - бегства от преследований светскими властями. Это священное ритуализированное географическое перемещение правоверных на окраины исламского мира считается одним из путей к Богу. Путь шейха Бамбы в изгнание и пребывание его в ссылке в сопровождались, согласно утверждениям его последователей, многочисленными чудесами.

 

 

 

 

Христианские миссионеры в СенегалеПытаясь потеснить авторитет мусульманских духовных учителей, французская администрации начала всемерно поощрять деятельность христианской церкви. Страна покрылась сетью новых поселений, основанных миссионерами. В 1880 Парижское миссионерское общество основало поселение Bethes ou Khor возле Сен-Луи. Наиболее крупные поселения того периода были расположены вокруг Матама - в Cive, в Подоре и в Ниане Ули (Maкa Kaбa, Гому, Диенде, Ребенке и Тамбакунде). Поселения поменьше появились в Каолаке и Карабане.

 

 

 

 

Важно отметить, что интеллектуальная атмосфера сложносоставных колониальных обществ была - и небезосновательно! - пропитана шпиономанией, а сотрудничество предполагало действие механизмов "двойной морали". Судорожное стремление ученых понять что же происходит в этом "лживом" и "ленивом" обществе привело к изменению научных подходов в изучении Африки: чувственная и литературная, органическая в своей основе, этнографическая школа уступает место "отстраненной" холодной школе физической антропологии, отказавшейся от доверия чувствам, манифестирующей объективный подход и пользующейся развитым математическим аппаратом.

 

Картинка в одном из американских журналов 1868 года с подписью "Демократы-подхалимы свиваются в клубок перед черными членами"Антропологи конца 19 века заложили основы расизма. В многотомной немецкой "Истории человечества", созданной в эти годы, об Африке говорилось так: "Громадная и неуклюжая по своему виду, с негостеприимными берегами, выжженными большею частью лучами тропического солнца, Африка... угрюма и загадочна, как сфинкс в египетской пустыне. И какова земля, таков и народ. Едва известный подвижным расам Азии и Европы в течение тысячелетий, своим цветом кожи уже как бы отверженный от ряда благородных народов, прожил он, замкнувшись, неисчислимые годы, не выходя из естественных границ своей территории для дружеского сношения или неприятельского нападения... Если мы можем сравнить историю рас Европы с деятельностью в ясный солнечный день, то история Африки только тяжелый ночной сон: спящего он успокаивает или тревожит, так что он с беспокойством поворачивается на своем ложе; но другие его не знают, а проснувшийся скоро забывает о нем".

 

© Посольство Сенегала. ©