История
Колониализм
Административный период (1900 – 1916)
В 1900–1916 французская администрация Сенегала занята попытками выработать адекватную форму управления территориями. "Африканскую Западную Африку" сменяет в 1902 "Территория Сенегамбии и Нигера", которая в 1904 преобразуется в автономную колонию "Haut-Senegal-Niger". Управляет этой территорией в 1899-1908 годах губернатор Уильям Мерло-Понти (Merleaud-Ponty, 1866–1915). При нем в 1900 создана колониальная армия, а столица в 1902 перенесена из Сен-Луи в Дакар.
Именем Вильяма Понти названа одна из главных улиц Дакара, а также Нормальная школа в Себикотане, из стен которой в дальнейшем вышли многие лидеры независимого Сенегала, в том числе - нынешний президент страны Абдулай Вад. Сегодня в Себикотане, недалеко от школы Вильяма Понти, строится грандиозное здание Университета Будущего Африки.
В 1903 приняты меры по развитию судебной системы и системы народного образования, расширена сеть железных дорог. Декрет о земле от 23 октября 1904 подтвердил суверенные права Франции в Африке: "Вакантные земли в колониях и на территориях французской западной Африки принадлежат Государству. Вся территория колоний находится в суверенном владении французского Государства".
На Всемирной выставке в Париже, прошедшей в 1900, была представлена огромная колониальная экспозиция, призывающая в дорогу. "Теперь, ознакомившись с образом жизни аборигенов, вы знаете, что брать с собой в далекое путешествие", - подсказывают подписи под экспонатами. Секция "Колониальный офис" знакомит с работой колониальной администрации, агитируя европейцев переселяться за море. В 1906 году во Франции учрежден Национальный комитет по проведению колониальных выставок. Первая такая специализированная выставка прошла в 1906 году в Марселе, который называют "восточными воротами Франции".
В этот период появляются первые фундаментальные труды по африканской этнографии. Губернатор Берега Слоновой Кости (ныне Кот-Д’Ивуар) Мари Франсуа Жозеф Клозель (Marie Francois Joseph Clozel), например, издал циркуляр о сборе данных по обычаям традиционного судопроизводства на Береге Слоновой Кости. По его же просьбе колониальный администратор Маврикия Делафос (Delafosse) инициировал создание первой монографии по истории новой колонии Верхний Сенегал – Нигер (Haut-Senegal-Niger). Эта монография появилась в 1912. В этом же году была опубликована первая библиография по Французской Западной Африке (Bibliographie de l'Afrique Occidentale Francaise), составленная Эдмондом Жюкла (Edmond Joucla) при поддержке губернатора Мерло-Понти.
Этнография, которая в предшествующий период была отодвинута на второй план антропологией, снова вступила в свои права. В "административный период" были основаны три важных научных институции, стимулирующих развитие этнографии: в 1910 основан Парижский международный этнографический институт (IEIP), в 1911 - французский Институт антропологии (IFA), в 1913 - Общество Этнографии при министерстве Колоний. С 1906 начали издаваться несколько этнографических журналов. В 1914 прошел первый международный конгресс этнографов в Нешатель (Neuchatel). А годом позже был создан Комитет исторических и научных исследований французской Западной Африки.
В 1902, после 7 лет и 9 месяцев изгнания, в Дакар вернулся шейх Бамба, но в 1903 его снова выслали, на этот раз - в соседнюю Мавританию. Он вернулся в Сенегал в начале 1907.
Шейх Бамба жил в родной стране под усиленным наблюдением администрации и мог иметь рядом с собой не более 50 последователей. Впрочем, требование об ограниченном количестве последователей очень скоро, ввиду бессмысленности, было снято.
Теперь Бамба практиковал уже не кадирийский, а свой собственный "вирд" (особые молитвы и организацию ритуала молебствия). Новый вирд Муридийа с точки зрения молитв и литаний стал компиляцией кадрийских и тилжанийских ритуалов и учений (в Тиджанийа взято поклонение земледельческому труду и цитирование Корана, правда, в упрощенной манере; у Кадирийа - заклинания).
Особое внимание в общине уделялось молодежи. Молодые талибы Муридийа (как правило, в возрасте до 25 лет) в деревне образовывали ассоциации "дара" (в городах "диара"), в составе которых они в установленные дни работали на полях марабутов (учителей), а в оставшиеся дни - на своих. Установлена норма бесприкословного подчинения мурида учителю-марабуту. Молодые люди под руководством марабутов, овладевали основами арабской грамоты, читали Коран, изучали основы исламской теологии. В дара принята целая система поощрений за добросовестный труд, призванная стимулировать личную преданность мурида своему марабуту.
Эти социально-экономические ячейки способны самовоспроизводиться в любых условиях, в том числе и капиталистических.
Дара управляются марабутами, а в городах - выборными председателями. Дара, организованные по возрастному признаку, группируются в федерации, возглавляемые мукаддамами - представителями халифа или членами его семьи. На вершине пирамиды стоит Великий Серинь или Верховный халиф, которому помогают члены его семьи и многочисленные советники.
Халиф и его ближайшее окружение имеют в своем распоряжении "бай фаль" - телохранителей ордена, фанатично преданных своему марабуту. Бай фаль, считающиеся как бы физической частью марабута, сами не постятся, не стригут волосы, не совершают ритуальных омовений, редко молятся; все это делает за них их более "духовная часть" - их марабут. Они исполняют функции стражей порядка во время религиозгных празднеств и шествий, охраняют халифа и его семью.
По сути эта система является самоуправляющимся и самодостаточным организмом. В целом структура Муридийа позволяет донести до каждого мурида все замыслы его руководителей и сплотить их для реализации намеченных планов.
В начале 20 века отношения колониальной администрации и ордена муридов изменились. Французские власти, учитывая безусловный авторитет марабутов, решили сотрудничать с муридами.
В этот период около 15% колониальных администраторов манифестировали "политику ассоциации". Консервативный теоретик колониализма Жюль Арман в 1910 дает определение этому понятию: "Ассоциация – это косвенное администрирование с полным уважением к прошлому ассоциированных народов". Политика "косвенной администрации" была применена французами сначала к Индокитаю, потом – к Марокко и французской Нигерии. По отношению к Западной Африке ее провозгласил в 1906 министр колоний Жорж Леиг: "Фундаментальный принцип нашей колониальной политики должен быть скрупулезным соблюдением веры, обычаев и традиций обложенных или защищаемых народов". В рамках политики "ассоциации" в 1920 в генеральный совет четырех сенегальских городов-коммун были включены лидеры внутренних районов Сенегала, а сам этот орган был переименован в Колониальный совет. Таким образом, политика ассимиляции, проводящаяся в предшествующие периоды, переставала быть единственной колониальной политикой Франции, проводящейся в Западной Африке.
Политика "ассоциации" позволила французской администрации свести к минимуму расходы на содержание колоний. Местные администароры в это время даже не получали зарплат, занимаясь при этом развитием сельскохозяйственной инфраструктуры, поставками арахиса для экспорта в Европу и собирая налоги с местного населения. В городах африканцы все чаще исполняли функции служащих, нередко высокопоставленных.
В этот период колониальная администрация создала для местного населения множество новых рабочих мест. Кроме торговли, находящейся практически полностью в руках африканцев, они занимались строительством дорог, а с началом Первой мировой войны в массовом порядке призывались в армию.
Между тем, "политика ассоциации" не являлась официальной политикой французского правительства. Министерство колоний, несмотря на растущий интерес к Африке, до 1914 года продолжало придерживаться "политики ассимиляции", выработанной в предшествующие периоды колонизации. В рамках этой политики действовала система народного образования: основным языком школьного обучения был французский; школа, как институция, также строилась по французским образцам. Не произошло существенных изменений и в судопроизводстве.
Органы местного самоуправления, по крайней мере, формально, также были устроены как аналогичные учреждения во Франции. Более того, большинство колониальных администраторов этого периода, видимо, воспринимали попытки расширения полномочий органов самоуправления как подрывную деятельность, направленную против централизованной власти. Губернатор французской Западной Африки Жоост ван Вуленховен (Joost van Voellenhoven) писал в 1917, что у главы общины "не существует абсолютно никакой власти в чистом виде, т.к. в округе не две, а одна власть! Только командующий округа приказывает, только он несет ответственность. А глава общины - только инструмент, помощник".
Пиком "политики ассимиляции" в Западной Африке стало дарованное в 1914 право населению четырех городов-коммун (Сен-Луи, Дакар, Горэ и Рюфиск) на выборы депутата во французский парламент.
Первым французским чернокожим членом Палаты депутатов Франции стал сенегалец Блез Диань, серер по происхождению, таможенник по профессии и франкмасон в свободное время. К моменту избрания Блез 22 года не видел Сенегала и был там практически не известен. Однако, поддержка члена колониального совета Галанда Диуфа, известного своим критическим отношением к колониальным властям, а также шейха Амаду Бамбы, с которым Диань встречался в Габоне, и вождя лебу Эль Хаджи Амаду Ассене Нбо (El Hadj Amadou Assane Ndoye), решили дело. Во время выборов кампанию Дианя финансировали несколько мелких французских торговцев, а информационную поддержку оказывала местная газета. Результаты голосования стали полной неожиданностью для Парижа.
В августе того же года Франция вступила в войну, и в 1915 Дианю удалось поставить на голосование парламента закон о присовоении французского гражданства сенегальцам четырех районов, в которых ведутся наборы в колониальные войска. Диань заявил, что сенегальские солдаты рискуют своими жизнями так же, как и французы, но при этом не имеют тех же преимуществ. В 1916 жители Сен-Луи, Дакара, Горэ и Рюфиска получили французское гражданство.
В 1917 году французская армия еще более нуждалась в солдатах. Но в Африке начались мятежи против военных наборов. Сопротивлялcя набору африканцев в войска прежде всего сам губернатор французской Западной Африки Joost Van Vollenhoven. В знак протеста он ушел добровольцем на фронт, где вскоре погиб. В Сенегал назначен новый губернатор - Габриэль Ангульван (Gabriel Angoulvant). Диань же, по поручению главы французского правительства Жоржа Клемансо (Clemenceau) отправился в Африку набирать новых солдат в качестве комиссара африканских войск. Дианя, прибывшего в Сенегал на корабле, местные власти встретили со всеми полагающимися высокому чиновнику почестями.
Торжественная встреча чернокожего гражданина произвела сильное впечатление на население, и Блезу удалось убедить своих африканских собеседников в обоснованности нового армейского набора.
Франция получила еще 80 тыс. африканских солдат. От ордена рыцаря Почетного легиона, которым правительство Франции намерено было наградить за это Дианя, он отказался, заявив, что только выполнял свой долг.
Роль, которую Диань вынужден был сыграть в конце первой мировой войны, отныне делает его обязательной персоной в отношениях Франции с колониями.
|