Экономика и бизнес
Инвестиционные возможности
В Сенегале процесс инвестирования практикуется в разных формах. Среди них стратегическое партнерство (телекоммуникации, энергетика), концессия (водопроводная сеть), консорциум с одним или несколькими стратегическими партнерами в сочетании с одним или несколькими национальными инвесторами (железнодорожные проекты). Сенегальское правительство может также продавать акции национальных предприятий через BRVM – Западноафриканской фондовой бирже, созданной в сентябре 1998.
В реализации правительственной программы по привлечению иностранных инвестиций ключевую роль играет новое Агентство Сенегала по содействию инвестициям и развитию инфраструктуры (APIX). APIX определил список из шести отраслей, инвестиции в которые поощряются государством: Агробизнес, Новые технологии, Туризм, Текстиль, Рыба и морепродукты, Горное дело. Разнообразные потребности этих отраслей в инвестициях описаны выше.
Кроме того, APIX занимается привлечением целевых инвестиций в т.н. "Большие проекты", находящиеся под личным контролем президента Вада. К ним относятся прежде всего четыре проекта, решающие комплекс проблем, связанных со строительством нового международного аэропорта в 40 км от Дакара в районе Ндиасс.
Строительство нового международного аэропорта
Инвестиционная емкость проекта – 173 млрд франков КФА (260 млн. евро).
Новый международный аэропорт предполагается строить в районе Ндиасс, в 40 км от Дакара. Под его обустройство будут заняты 2000 га – в противовес 800 га действующего ныне аэропорта им. Леопольда Сенгора. В новом аэропорту будет две взлетно-посадочных полосы длиной 4000 м и шириной 60 м, рассчитанные на посадку тяжелых самолетов третьего поколения. К 2010 аэропорт, по планам правительства, будет пропускать 1,5 млн пассажиров (в 2020 – ок. 3 млн.), и принимать 50.000 рейсов в год к 2020. Сервисные службы аэропорта будут представлены агентством по аренде и фрахту самолетов, коммерческим обслуживанием полетов, ремонтной мастерской, комплексом хранения свежих продуктов.
Правительство надеется, что запуск нового аэропорта позволит Сенегалу решить сразу несколько задач: разгрузить транспортные магистрали Дакара; способствовать появлению в стране второго экономического центра, помимо Дакара; сделать Сенегал предпочтительной технической площадкой для судов, совершающих трансконтинентальные воздушные перелеты (Европа – Северная Америка– Южная Америка); содействовать развитию экспорта сенегальской продукции, закреплению за Сенегалом роли регионального лидера, притоку иностранных инвестиций и появлению новых рабочих мест для сенегальских квалифицированных специалистов и т.д.
Имея в виду значительность необходимых капиталовложений и ограниченность бюджета Сенегала, правительство решило финансировать проект поэтапно по схеме общественного партнерства DBOT (Design, Built, Operate, Transfer).
К первому этапу – разработки проекта (Disign) – уже привлечена международная инвест-консалтинговая группа ABB international, которая пишет ТЭО и делает прогноз рентабельности.
Строительство 60 км платной автодороги Дакар-Тиес
Инвестиционная емкость проекта – 150 млрд. франков КФА (230 млн. евро), включая транспортное обслуживание аэропортной зоны Ндиас.
Дорога будет в первую очередь осуществлять сообщение между Дакаром и новым аэропортом.
Правительство также надеется, что с запуском этого проекта повысится инвестиционная привлекательность экономической зоны, расположенной между Дакаром и Тиесом, где развиваются садоводство, текстильная и швейная промышленность, телекоммуникации и т.д.), а также интенсифицируются контакты Сенегала с государством Кабо Верде. Проект начал разрабатываться еще в 1978, когда была определена оптимальная линия для прокладки трассы, разработаны методы оценки ее эффективности для развития ряда отраслей промышленности Сенегала, в первую очередь – текстильной, а также проделаны определенные работы по оформлению землеотводной документации, включая планы по переселению местных жителей с линии строительства магистрали.
Финансирование проекта предполагается также осуществлять по схеме DBOT.
В ближайшее время планируется доработать ТЭО проекта, подготовить документы для определения частного оператора и т.п. Строительство начнется с участка Maлик Сай – Пикине для которого сегодня готовится ТЭО и разрабатывается план отселения местных жителей с территорий строительства.
Реконструкция железнодорожной сети
Предполагает прежде всего реконструкцию железнодорожной ветки Дакар-Тиес, рассчитанной на доставку грузов и пассажиров к новому аэропорту. Инвестиционная емкость проекта реконструкции – 72,5 млрд. франков КФА.
Кроме того, планируется налаживание ж/д сообщения между Дакаром и Сен-Луи. Это предполагает достройку новой ветки между Тиесом и Сен-Луи. Инвестиционная емкость строительства – 145 млрд. франков КФА.
В-третьих панируется строительство специализированной рудовозной ж/д ветки с ответвлениями для доставки продукции горных разработок с месторождения железной руды в Фалеме и фосфатов с перспективного месторождения Матам. Инвестиционная емкость этого строительного проекта – 400 млрд. франков КФА
И, наконец, планируется построить главную магистраль страны, которая пройдет по маршруту Дакар – Tамбакунда – Кидира. Инвестиционная емкость проекта – 435 млрд. КФА.
Главные цели Большого железнодорожного проекта – оживление международных связей страны, прежде всего – со странами-членами UEMOA; а также – содействие введению в эксплуатацию железорудных и фосфатных месторождений Восточного Сенегала и удовлетворение потребностей населения и экономики страны в эффективном наземном транспорте. К настоящему времени в рамках проекта уже подготовлено ТЭО и разработана смета проекта.
Строительство Бизнес-центра в Дакаре
Инвестиционный объем проекта – 40 млн. долларов.
Действующий ныне международный аэропорт имени Леопольда Сенгора планируется превратить в фешенебельный Бизнес-центр со сложной архитектурой и плотным высококачественным оборудованием всех его площадей (ок. 800 га). Бизнес-центр будет представлять собой целый городок с собственными гостиницами, ресторанами, конференц-залами и т.д. Здесь разместятся штаб-квартиры крупных международных корпораций и амбициозных организаций, совершающих экономическую экспансию в Африке и желающих пользоваться льготными условиями сотрудничества с сенегальскими деловыми кругами. Здесь же будут располагаться крупнейших региональные финансовые центры, включая еще не существующую сенегальскую фондовую биржу. С запуском Бизнес-центра Дакар превратиться в крупнейший африканский деловой центр.
В настоящее время проводится подбор заинтересованных участников проекта строительства и обустройства Центра. В ближайшее время планируется разработка ТЭО, составление бизнес-плана и подготовка тендерных документов для подбора строительного подрядчика.
Контакты:
APIX
52-54, Rue Mohamed V, BP 430 Dakar
Tел.: 823-9475
Факс: 823-1702
Email : apix@sentoo.sn
www.apix.sn
Генеральный директор – Амината Ниане (Mme Aminata Niane)
|