Новости

Les nouvelles

 

Посол

L'ambassadeur

 

Структура
посольства

La structure
de l'ambassade

 

Консульская служба

Le service consulaire

 

Ссылки

Les liens

 

Контакты

Les contacts

История   

 

Колониализм

 

Период партийного строительства (1947-1951)

 

Де Голль и Феликс Убуэ-БуаньиВ 1946 в Бамако (Мали) была создана первая независимая общезападноафриканская организация - Африканское Демократическое Единство (Rassemblement démocratique africain, RDA). Инициатором создания RDA стал Феликс Уфуэ-Буаньи (Félix Houphouèt-Boigny), близкий соратник де Голля, приятель Сенгора по ранней юности, проведенной в Дакарской Нормальной школе Вильяма Понти, нынешний его коллега по французскому парламенту и будущий президент Кот-Д'Ивуара. Но Ламин Гей и Леопольд Сенгор, продолжая уже ставшую традиционной для них политику "особого мнения", не присоединились к западноафриканскому объединению, в котором лидировала другая страна.

Сенгор продолжал жить в Париже.

 

Книжный магазин ИД "Африканское присутствие" в ПарижеС 1947 он принял участие в издании обновленного журнала "Африканское присутствие" (Prйsence Africaine), который еще до войны начал издавать его ближайший друг, поэт с острова Мартиника Сезэр. "Присутствие" становится официальным изданием Общества африканской культуры.

Предисловие к первому номеру обновленного журнала написал влиятельный французский писатель Андре Жид, который именно в этом году получил Нобелевскую премию по литературе.

 

Андре Жид в Конго в 1925Саркастичный и откровенный Андре Жид был известным охотником за будущим - он объездил многие региогны мира, в которых, как ему казалось, творилось лучшее будущее человечества. В 1925 году он вместе с фотографом Марком Аллегром побывал в Африке, после чего опубликовал книгу "Путешествие в Конго" с уничтожающей информацией о злоупотреблениях французских чиновников и плохой работе администраций в колониях. Эта книга в определенной степени повлияла на развитие франко-африканских отношений.

Сегодня "Африканское присутствие" - влиятельный и популярный парижский издательский дом.

 

Ламин Гей27 сентября 1948 Сенгор вышел из состава Социалистической партии Сенегала - партии Ламина Гея, которая слишком часто шла на компромиссы с консервативными французскими и сенегальскими политическими кругами. Позже Сенгор откомментирует свое расхождение с Ламином Геем в 1948 году как "конфликт поколений". А тогда вместе с Мамаду Диа (Mamadou Dia) и другими молодыми друзьями, также покинувшими ряды СПС, Сенгор создал партию нового типа - Сенегальский демократический Блок.

Колониальная по сути Соцпартия Ламина Гея в основном ориентировалась на членов иерархизированных консервативных обществ старинных городов-коммун. Партия же Сенгора/Диа принялась за работу с новыми избирателями более мелких городов и с сельскими жителями, которые в то время были основными носителями антиколониальных идей.

 

Великая роль Африки в будущем человечества стала идеей-фикс Сенгора. В 40-50-е годы он развивает теорию "негритюда". "Гордость за свою расу - вот первое условие негритюда!", - говорил Сенгор. "Негритюд" был утверждением исключительного "духа Африки" - особой африканской свободы с её высокоперсонифицированным "природным" артистическим поведением, инициативностью, отвагой, справедливостью, независимостью, толерантностью, дружелюбием, взаимопомощью и состраданием. Этот набор человеческих качеств позволял африканцам устанавливать "дружественный контакт с несовершенным миром", и поэтому роль Африке в будущем новом мироустройстве Сенгор оценивал очень высоко и полагал, что в конце концов на карте мира появился "Афро-Европа". В ответ на упреки в националистическом характере его идеологии, Сенгор говорил, что "теория негритюда ставит проблему в плане взаимообмена и диалога, а не в плане противопоставления или расовой ненависти". Он проповедовал африканские ценности среди "белолицых, голубоглазых, розовоухих братьев-европейцев", заявляя, что Африка - "сердце мира", без которого механицистский Запад мёртв. Страстная дробь тамтамов и бесстрастное размеренное тиканье швейцарских часов были его любимыми образами Африки и Европы, гибнущих друг без друга.

 

Книга Сенгора "Антология негритянской и мальгашской поэзии"В 1948 Сенгор выпустил "Антологию негритянской и мальгашской поэзии" (Anthologie de la nouvelle poésie nègre et malgache de langue française). Предисловие к антологии - эссе "Черный Орфей" (Orphée noir) - написал ровесник Сенгора, французский писатель Жан-Поль Сартр (Jean Paul Sartre), известный возмутитель общественного мнения, родоначальник экзистенциализма, в дальнешем - кумир французской "бархатной революции" 1968 и Нобелевский лауреат. Откровенный националистический эмоциональный заряд новой африканской поэзии Сартр назвал в своем эссе "антирасистским расизмом".

 

Знакомство с Сартром произвело основополагающее впечатление на Сенгора. Мысль Сартра о том, что быть свободным означает быть самим собой, Сенгор развил весьма своеобразно. Он экстраполировал эту идею на будущее всей Африки, изображая целый континент единым живым существом. Знаменитая фраза Сенгора, произнесенная им на открытии Всемирного фестиваля негритянского искусства в Дакаре в 1966 - "У нас нет выбора. Мы должны остаться самими собой" - была по сути цитатой из Сартра. Но, обращенная к африканцам, которые лишь несколько лет назад были признаны полноценными участниками мирового процесса, она произвела взрывное впечатление.

 

Жан-Поль СартрСтоит заметить, что и знакомство Сартра с Сенгором, его другом Сезэром и их более молодыми коллегами - африканскими интеллектуалами, стоящими на антиколониальных позициях, произвело едва ли не решающее впечатление на не слишком уже молодого великого французского писателя. В том же году, в котором Сартр пишет вступление к "Антологии" Сенгора, он пишет и пьесу "Грязными руками", оправдывающую политическое насилие. С тех пор Сартр - апологет алжирской революции. Он всячески продвигал одного из самых яростных проповедников "насилия ради великих целей" алжирского писателя Франца Фанона и оправдывал кровавые расправы сторонников освобождения Алжира над колонизаторами. С 1950-х Сартр поддерживал буквально всех левых радикалов, увлеченных антиколониальной борьбой.

 

Симона де Бовуар, Сартр и Че Гевера в 1960Влияние Сартра на процессы в Африке казалось настолько значительным, что в 1961 алжирская Организация тайной армии "Ультраколониалисты" дважды взрывала бомбы в его парижской квартире, вынудив этого анти-буржуа переселиться в более респектабельный район города.

 

Продолжая разрабатывать тему негритюда, Сенгор в 1949 выпустил в Париже очередной поэтический сборник - Chants pour Naett ("Пение для Наэтт") - и начал готовиться к очередным выборам, совершая туры по всему Сенегалу и представляя свою партию.

 

В этом же году, не без участия Сенгора, в Дакаре был открыт первый сенегальский университет (он получил официальный университетский статус в 1957 году). Университет стал прежде всего центром брожения самых решительных политических идей.

 

В 1951 году Сенегальский демократический Блок Сенгора занял оба места во французском парламенте, окончательно отодвинув на второй план своего основного соперника Ламина Гея.

 

© Посольство Сенегала. © , История, Экономика, Туризм.