Экономика и бизнес
Текстиль, одежда
Сенегал, страна с быстро растущим населением (2.6% в год, 16 место в мире по этому показателю) и низким доходом на душу населения, испытывает огромную потребность в дешевой одежде.
Текстильная промышленность является одной из отраслей сенегальской экономики, инвестиции в которую официально поощряются государством. Текстильное производство страны представлено полным циклом - от выращивания хлопка до изготовления готовой одежды. Тут имеются плантации, хлопкопрядильные и швейные фабрики.
В Сенегале существует разветвленная и сложно организованная сеть обучения и дальнейшей поддержки отдельных специалистов и компаний, ориентированных на работу с текстилем. В 2002 при поддержке ONUDI в стране создан Центр стимулирования текстильной промышленности, стремящийся к выводу сенегальской продукции на мировой рынок. Министерство профессиональной подготовки контролирует многочисленные школы пошива, курсы кройки и шитья и учебные ателье. Национальная Школа искусств и целый ряд частных центров готовят специалистов в области дизайна тканей. Основные компании-игроки отрасли объединены в Федерацию Текстильной промышленности Сенегала. FNAPH (Национальная Федерация специалистов-текстильщиков) насчитывает 100 000 членов - физических и юридических лиц. Ежегодно в Дакаре проводится Неделя моды, привлекающая десятки тысяч туристов.
Сенегал производит ок. 8000 тонн хлопковых нитей, 20 млн. м ткани и 8 млн. м трикотажа в год.
Обмолот хлопка производит компания SODEFITEX, которая экспортирует большую часть полученного хлопкового волокна, продавая лишь небольшую часть местным прядильщикам. SODEFITEX располагает 5 машинами обмолота общей мощностью 65.000 тонн хлопко-семян.
Главные производственные объединения отрасли - компании SOTEXKA-INDOSEN и ICOTAF. Каждая из них представляет собой комплекс производств (прядильная фабрика, ткацкий, красильный, трикотажный, раскройный и пошивочный цеха).
Отдельные компании (SOTIBA, COSETEX, ICOTAF) специализируются только на производстве и окраске тканей. Они экспортируют свою продукцию в основном в африканские страны.
Именно Сенегал производит особые, пользующиеся повышенным спросом на американском и европейском рынках, текстильные формы - разработанную местными специалистами новую форму тканой набедренной повязки, а также одежду с вышивкой, ткани оригинального дизайна и мебельно-обивочные ткани.
Fancy, Wax, Woodin, AПSSA DIONE Tissus & ATISS, TISSAFRIC, Claire KANE Designs, Collй Ardo SOW, Binta SALL-SAO, Sadya GUEYE, El Hadj KEBE Couture, Senegal Broderie - наиболее известные сенегальские бренды, связанные с текстильной промышленностью и индустрией моды.
Ежегодно в рамках Дакарского карнавала проходит Неделя Моды, которую организует сенегальская звезда мирового уровня, кутюрье и киноактриса Уму Сай.
Привлекательные стороны сотрудничества с Сенегалом в сфере текстиля - хорошее качество легких хлопчатых тканей, высокое качество обработки сырья, практически неограниченный рынок сырья (Сенегал обрабатывает не только собственный, но и закупаемый в соседних странах хлопок; всего тут обрабатывается до 2 млн. тонн ежегодно), быстрая морская транспортировка (в порты Европы - 5 дней, в США - 8 дней), наличие в стране высоких специалистов по дизайну тканей и одежды. Комплекс этих преимуществ настолько привлекателен, что ЕС и США объявили себя зонами благоприятствования для экспорта сенегальской текстильной продукции.
Между тем, Сенегал не обеспечивает сам себя готовой одеждой полностью. Дешевая спортивная одежда и обувь, а также рабочие костюмы и вязанные вещи продолжают импортироваться из-за границы.
Салобане, крупнейший рынок Дакара - центр продаж одежды не только для Сенегала, но для всего региона Западной Африки. Отсюда импортная одежда экспортируется в Мали, Буркина-Фасо и другие страны. Главные участники этого рынка - оптовые торговцы, привозящие одежду из-за границы и продающие ее несметному количеству местных розничных торговцев. Оптовики испытывают недостаток в иностранных экспортерах, которые поставляли бы высококачественную и фешенебельную одежду по сходным ценам. А рынок дешевой одежды подвижен и всегда может конструктивно отреагировать на новых выгодных экспортеров.
|