Новости

Les nouvelles

 

Посол

L'ambassadeur

 

Структура
посольства

La structure
de l'ambassade

 

Консульская служба

Le service consulaire

 

Ссылки

Les liens

 

Контакты

Les contacts

Экономика и бизнес    

 

Тенденции и перспективы

 

Сегенал, бывшая колониальная опора Франции в Западной Африки - полузасушливая страна с населением 10,85 млн. чел. (июль 2004). Экономический профиль страны - по преимуществу сельскохозяйственный, природные ресурсы изучены недостаточно. Горная добыча представлена в основном фосфатами, которые используются для производства удобрений.

 

Страна зарабатывает валюту, торгуя рыбой, оказывая услуги иностранным туристам, экспортируя фосфаты и арахис. Экономика Сенегала зависит от колебаний погоды и мировых цен на сельхозпродукцию и нефть. Поэтому государство вынуждено регулярно пользоваться иностранными кредитами.

 

В январе 1994 страны зоны франка КФА попали в сложную финансовую ситуацию в связи с девальвацией этой валюты. В тот год МВФ, Всемирный Банк и другие многосторонние и двусторонние кредиторы поддержали Правительство Сенегала, выделив помощь на развитие его структурных и отраслевых экономических программ. Эти программы были направлены на экономический рост и развитие путем ограничения роли государства в регулировании экономики, улучшения управления в общественном секторе, увеличения стимулов для развития частного сектора и сокращения бедности населения.

 

С 1999 программа Экономического роста и развития, в рамках которой МВФ кредитовал многие африканские страны, была пересмотрена и получила новые стратегические цели и наименование. Теперь те же средства перенаправлены на Программу сокращения бедности, в связи с чем страны переоформили свои кредитные заявки. Сенегал регулярно получает транши в рамках этой крупнейшей программы поддержки развивающихся стран.

 

В начале нового тысячелетия Сенегалу удается сохранять стабильность положительных экономических тенденций. 2004 год прошел в Сенегале на фоне резкого и значительного (до 50 долларов за баррель) подорожания нефти и одного из самых крупных за последние сто лет нашествия саранчи. Несмотря на это, рост ВВП составил 6%, уровень инфляции - 0,5%, дефицит бюджета - менее 6% от ВВП. Это свидетельствует об устойчивости сенегальской экономики. Прогнозируемый Минфином рост ВВП на 2005 - ок. 6% (отсутствие прогресса обусловлено запланированными крупными бюджетными расходами на правительственную Программу оптимизации городского движения (Programme Amйlioration de la Mobilitй Urbaine, PAMU). Прогнозируемый уровень инфляции на 2005 - 2%.

 

В январе 2005 МВФ и Парижский клуб кредиторов, поощряя положительные тенденции в развитии Сенегала, объявили о списании 1,2 млрд. долларов внешнего долга страны. В 2004 сумма госдолга составила 46,4% ВВП против 54,5% в 2003. Бремя расходов на выплату процентов по внешнему долгу в 2004 - 5,3%. Это хороший показатель для стран с подобным рейтингом (Сенегал погашает значительную часть своего долга посредством предоставления концессий).

 

Дефицит бюджета, связанный прежде всего с торговым дисбалансом, сократился с 6,8% в 2003 до 6,5% в 2004. Прогноз бюджетного дефицита на 2005 - 303,9 млрд, то есть 7% ВВП.

 

Объем иностранных инвестиций в страну в 2004 увеличился на 128,5 млрд. франков КФА, на 4,1% возрос объем внутренних частных инвестиций, на 15,6% выросла денежная масса. Валютная политика в 2005 будет нацелена на укрепление ценовой стабильности и увеличение золотовалютных резервов с помощью рыночных инструментов. Минфин планирует, что иностранные инвестиции увеличатся на 82,1 млрд. франков КФА, внутренние инвестиции вырастут на 7,1%, а денежная масса - на 11,2%.

 

Сегодня, следуя рекомендациям МВФ, Сенегал реформирует свою систему управления и финансовый сектор, укрепляет социальные службы (здравоохранение, образование, доступ к чистой воде, развитие инфраструктуры и т.д.).

 

Однако, ограниченные природные ресурсы страны в сочетании с высоким уровнем прироста населения и безработицы, а также быстрой урбанизацией социальной среды, представляют проблемы для обоснования долгосрочных перспектив развития. И это кроме уже упоминавшейся зависимости Сенегала от колебаний погоды и мировых цен на сельхозпродукцию и нефть. В неустойчивом сельскохозяйственном секторе прямо или косвенно занято около 60% всей рабочей силы, что затрудняет проведение уверенной экономической политики.

 

Новые лидеры, пришедшие к власти в 2000-2001, стремятся модернизировать структуру экономики страны, изменив экономическую значимость традиционных промыслов (рыба, арахис) и сделав ставку на развитие секторов высококвалифицированных услуг (туризм, транспорт, высокие технологии, индустрия развлечений) и высокотехнологичных производств (телекоммуникация, энергетика, горное дело, инженерное строительство, индустрия моды). Причем все техно- и интеллектоёмкие отрасли развиваются благодаря привлечению частных инвестиций. А традиционные промыслы Сенегала имеют все шансы в ближайшие годы получить иную значимость в Европе, соответствующую западным представлениям о высокой ценности экологически чистой продукции. Принципиально новый договор о вылове рыбы в водах Сенегала, заключенный с ЕС в 2002, свидетельствует о том, что такое возможно.

 

Социальные проблемы страны эффективно решаются под руководством и при финансовой поддержке международных финансовых организаций, прежде всего МВФ.

 

 

© Посольство Сенегала. © , История, Экономика, Туризм.